Ученые запустили космическую фабрику "кирпичиков" жизни

Четверг , 15.02.2024

В Самаре введена в эксплуатацию космическая фабрика «кирпичиков жизни» — экспериментальная установка, воспроизводящую условия глубокого космоса. Она позволяет экспериментально исследовать эволюцию органических молекул в нашей Галактике. Созданием и запуском установки занималась совместная команда ученых Самарского национального исследовательского университета имени академика С.П. Королева и Центра лабораторной астрофизики, созданном по программе мегагрантов на базе Физического института им. П. Н. Лебедева РАН.

Внутри созданной установки можно воспроизводить условия различных уголков межзвездной среды — от холодных молекулярных облаков до областей звездообразования. Температуру экспериментов можно менять в широком диапазоне от четырех до 350 °К (от -269 °С до +76 °С). Специальные насосы создают внутри основной камеры установки сверхвысокий вакуум, благодаря чему исключено появление в рабочем пространстве каких-либо загрязнений или примесей.

В ходе первых экспериментов ученые получили из метанового льда высокомолекулярные компоненты природного газа — пропан и бутан. Как считают ученые, в серии экспериментов с неземным льдом удастся получить те самые «кирпичики жизни». Тогда можно будет понять, как в космосе образовались простейшие аминокислоты, которые затем с помощью метеоритов могли попасть на Землю.

Напомним, что Центр лабораторной астрофизики был открыт в 2021 году на базе Физического института им. П. Н. Лебедева РАН в рамках постановления Правительства РФ №220 (Программа Мегагранты). Главными задачами Центра является открытие путей формирования сложных органических соединений, наблюдаемых в нашей Галактике, и применение полученных результатов для понимания химической эволюции Солнечной системы и разгадки того, как жизнь могла зародиться на Земле.

Читать подробнее: Миллион лет за 10 часов. Запущена космическая фабрика «кирпичиков жизни», РБК, 15.02.2024