Ученые воспроизвели космические межзвездные льды в научной лаборатории

Среда , 20.09.2023

Ученые Самарского национального исследовательского университета имени академика С.П. Королева (Самарский университет) и Центра лабораторной астрофизики ФИАН совместно с американскими коллегами выяснили, почему и как уже на стадии образования звезд образуется большое количество молекул сахаров, которые являются основным источником энергии в живых организмах. Им удалось воспроизвести космические межзвездные льды в научной лаборатории. Полученные данные говорят о высокой вероятности космического происхождения сложных органических молекул, являющихся исходными строительными блоками живых организмов на Земле. Результаты представлены в The Journal of Physical Chemistry Letters.

Как сообщили ученые, молекулы класса сахаров являются неотъемлемой частью всего живого на Земле: они участвуют в синтезе РНК и ДНК, формируя остовы генома, а также являются жизненно важным источником энергии в живых организмах. Процесс формирования сахаров был как смоделирован теоретически, так и воспроизведен экспериментально.

"Для проведения эксперимента использовалась установка, в которой поддерживался сверхвысокий вакуум и воссоздавался лед при температуре несколько Кельвин, бомбардируемый высокоэнергетическими частицами. Далее мы смотрели, какие химические превращения происходят при этом", — рассказал аспирант Самарского университета Анатолий Николаев.

Открытием путей формирования сложных органических соединений (СОМ), наблюдаемых в нашей Галактике, и применением полученных результатов для понимания химической эволюции Солнечной системы занимаются в Центре лабораторной астрофизики, созданном по программе мегагрантов на базе Физического института им. П. Н. Лебедева РАН, с 2021 года. Центр предлагает новую стратегию в решении проблем возникновения и эволюции СОМ, предусматривающую, с одной стороны, выдвижение лабораторной астрофизики на передний план в ходе объединенных исследований в разных областях науки, и, с другой стороны, в построении решения проблемы от элементарных реакций к сложным макропроцессам.

Читать подробнее: Ученые создали "сахарные" межзвездные льды на Земле, РИА Новости, 20.09.2023