Томские ученые разработали новый метод оценки жизнеспособности клеток

Среда , 13.03.2024

Сотрудники Лаборатории лазерного молекулярного имиджинга и машинного обучения Томского государственного университета, созданной в рамках программы мегагрантов, разработали метод, позволяющий в реальном времени определить состояние клеток — индикаторов приживаемости имплантов. Новый подход на основе двухфотонной микроскопии описан в статье, опубликованной в International Journal of Molecular Sciences.

Ученые ТГУ в качестве инструмента для исследования клеток применили двухфотонную микроскопию. Как показали экспериментальные исследования, этот метод позволяет заглянуть в клетку in vivo и увидеть в ней нежелательные изменения.

«При исследовании с помощью обычной микроскопии поврежденная клетка может выглядеть вполне жизнеспособно, – говорит Виктор Николаев. – Когда она находится на предметном стекле, ей хватает кислорода, клетка «чувствует» себя хорошо. Но когда клетка помещается на пористую керамику, ей может не хватать кислорода, в результате развивается окислительный стресс. Двухфотонная микроскопия хороша тем, что она позволяет не просто увидеть, живая клетка или нет, но и выявить наличие окислительного стресса, снижение метаболизма, оценить энергетические запасы клеток и прочее», - рассказал старший научный сотрудник лаборатории лазерного молекулярного имиджинга и машинного обучения ТГУ Виктор Николаев.

Новый подход позволит создавать материалы с высокой биосовместимостью для восстановительной хирургии и, соответственно, улучшения качества жизни пациентов. Добавим, что ключевая задача Лаборатории лазерного молекулярного имиджинга и машинного обучения, созданной при поддержке программы мегагрантов правительства России, заключается в разработке новых неинвазивных методов диагностики социально значимых заболеваний.

Читать подробнее: В ТГУ разработали новый метод оценки жизнеспособности клеток, Naked Science, 13.03.2024