Возраст имеет значение. Нарушения сна по разному сказываются на здоровье

Вторник , 10.08.2021

Результатом проведенных учеными Лаборатории системной медицины здорового старения Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского исследований стал вывод о том, что недостаток сна во взрослом возрасте негативно сказывается на адаптационных возможностях клеток головного мозга, но при этом позитивно влияет на стрессоустойчивость и восстановление организма в молодости.

Ученые лаборатории, созданной по программе мегагрантов в 2018 году, провели серию опытов на мышах. Результаты работы опубликованы в журнале Aging.

Экспериментальным путем установлено, что длительное недосыпание влияет на мышей по-разному. Из-за нехватки сна животные потребляли большее количество пищи, чем обычно. При этом взрослые мыши значительно прибавили в весе, а молодые, наоборот, похудели.

Также у молодых мышей повысилась двигательная и исследовательская активность, улучшились способности к запоминанию, активизировались процессы молекулярной и клеточной адаптации, обеспечивающие устойчивость животных как к стрессу, так и к риску ускоренного развития старения. У взрослых мышей на фоне недосыпания проявились грубые нарушения памяти: адаптационные возможности клеток мозга снизились. А значит, увеличился риск патологических реакций и нейродегенеративных процессов.

Мария Ведунова, директор Института биологии и биомедицины ННГУ: «Изучение различных аспектов старения сегодня становится все более актуальным. Люди живут дольше и стремятся сохранить свое здоровье. Для нас стало открытием, что нарушения сна по-разному влияют на животных разных возрастов. Это объясняет нашу способность в молодости не спать ночь напролет, в то время как с возрастом сон для нас становится все важнее».

Читать материал полностью: "В ННГУ изучили возрастные реакции организма на депривацию сна", сетевое издание Naked Science, 09.08.2021