В РАН изобрели инновационный ополаскиватель для полости рта

Вторник , 28.01.2020

Средство поможет эффективнее бороться с заболеваниями

Инновационный ополаскиватель для полости рта был изобретён в содружестве учёных Института биологии гена Российской академии наук (РАН) и Института стоматологии Сеченовского университета. Он позволит бороться с зубными патологиями, а также с такими заболеваниями, как стоматит слизистой оболочки рта, эрозия языка, розовый лишай и пузырчатка. Об этом NEWS.ru сообщил ведущий научный сотрудник Института биологии гена РАН Игорь Гольдман.

Во рту человека находится до 400 видов микроорганизмов, среди которых много опасных для здоровья человека форм. Попадая в ротовую полость с пищей и воздухом, они являются причиной болезней зубов и дёсен, утверждают учёные. Микроорганизмы поселяются в труднодоступных для механического удаления местах: поражённых зубах, узких просветах между ними и дёсенных каналах. При этом они концентрируются в так называемых микробиоплёнках, которые обеспечивают им защиту от внешних воздействий, отмечает Гольдман.

В слюне человека присутствуют естественные противомикробные факторы, среди которых основными являются лизоцим, лактоферрин, лактопероксидаза и интерфероны. Однако они проявляют своё действие только при поддержании должного уровня естественного иммунитета, который, по разным причинам, в частности, с возрастом, может снижаться.

Инновационный ополаскиватель для полости рта содержит биоаналог лактоферрина человека. Учёные выяснили, что он эффективно отслаивает микробные плёнки с поверхности зубов, слизистых оболочек ротовой полости, языка и миндалин. Это подтвердили испытания средства, которые в течение пяти лет проводились под руководством директора Института стоматологии Сеченовского университета Ирины Макеевой.

Как ранее рассказывал NEWS.ru, лактоферрин был обнаружен в грудном молоке. Его бактерицидные свойства оберегают новорождённого ребёнка от инфекций до того момента, пока у него не установится собственный механизм иммунологической защиты. Лактоферрин является иммуномодулятором, который обладает полезными свойствами не только для детского, но и для взрослого организма.

Новый бактерицидный ополаскиватель является биобезопасным (не вредит микробиоте), не изменяет цвет зубов и избавляет от неприятного запаха изо рта у людей, столкнувшихся со стоматологическими проблемами. Ополаскиватель также будет полезен для тех, кто пользуется зубными протезами. Во время ношения на них, как и на зубах, могут образоваться микробиоплёнки.

Собеседник NEWS.ru отметил, что многие изобретённые до этого момента ополаскиватели имеют существенные недостатки. Об этом, по его словам, регулярно сообщают зарубежные учёные.

Так, специалисты Гарвардского университета и Университета Пуэрто-Рико обнародовали результаты исследования, которое показало, что ополаскиватель для рта может убивать полезные бактерии, которые помогают предотвратить ожирение и диабет. Учёные проанализировали истории болезней 1200 человек в возрасте от 40 до 65 лет. Все эти люди имели лишний вес, и у них был высокий риск развития сахарного диабета.

Выяснилось, что у испытуемых, которые пользовались обычным ополаскивателем для рта один раз в день, риск столкнуться с этим заболеванием увеличивался на 20%. У тех, кто полоскал рот два раза в сутки, — на 30%, заявил Гольдман.

Более того, как отметил специалист, обычный ополаскиватель для рта уничтожает бактерии, которые вырабатывают оксид азота, задействованный в обмене веществ и регуляции уровня сахара в крови.

Разработанный российскими учёными инновационный ополаскиватель лишён вышеперечисленных недостатков. Предполагается, что он станет доступен россиянам уже в этом году.

Читать подробнее: News.ru