Мы используем cookie файлы.
Пользуясь сайтом, вы соглашаетесь с нашей Политикой конфиденциальности.

Психологи СПбГУ выяснили, в каких случаях инфографика мешает усвоению материала

Среда , 17.03.2021

Ученые Лаборатории поведенческой нейродинамики СПбГУ, созданной в рамках программы мегагрантов под руководством профессора Орхусского университета (Дания) Юрия Штырова, провели исследования, каких изменений в мышлении читателей требует инфографика, ставшая привычным форматом в XXI веке.

Авторы провели эксперимент, в ходе которого 40 респондентам было предложено прочитать два текста: один из них был представлен в классической вербальной форме, а второй — в формате инфографики. После чтения участникам было необходимо выполнить несколько тестовых заданий по тексту, оценить собственную успешность в понимании прочитанного, а также ответить на ряд уточняющих вопросов во время беседы с экспериментатором.
Исследователи выделили ряд механизмов, влияющих на эффективность работы читателей с текстами: Первый из них — анализ цели чтения. Участники многократно подчеркивали, что инфографика делает более привлекательными развлекательные тексты, в то время как для работы со сложной по содержанию информацией они бы предпочли текст вербального формата.
Второй из выявленных механизмов — мониторинг возникающих в процессе чтения когнитивных затруднений. Так, респонденты отмечали проблемы, возникающие у них при работе с инфографикой («сложно найти начало текста», «неясно, что значит эта иконка», «цветовое деление сбило с толку»), и учитывали их при оценке своей эффективности в усвоении смысла прочитанного.
И, наконец, третий механизм — анализ собственных навыков работы с текстами разных форматов. Участники по-разному оценивали имеющийся у них опыт взаимодействия с инфографикой, а некоторые из них могли прогнозировать свою успешность в работе с текстом, отмечая, например, что «тексты дайджестового формата слишком хаотичны» для их понимания.
Результаты этих исследований могут стать ценной подсказкой для специалистов, занимающихся разработкой образовательных программ. В частности, при их создании важно уделять особое внимание развитию у обучающихся навыков контроля собственной интеллектуальной работы, одновременно учитывая качественную специфику материалов, используемых в процессе обучения.

Читать подробнее: Санкт-Петербургский государственный университет

Лаборатория

Источник фото

Теги