Результаты исследований Центра языка и мозга значимы для предотвращения, диагностики и коррекции речевых нарушений в различных популяциях.
Центр разработал и апробировал лингвистические протоколы картирования речевой функции во время нейрохирургических операций (с помощью прямой электрической стимуляции мозга), а также перед ними (с помощью функциональной магнитно-резонансной томографии), что позволяет предотвращать речевые нарушения у нейрохирургических пациентов. В области диагностики речевых нарушений разработаны и апробированы тесты для оценки речевой функции у пациентов с афазией после инсульта (Русский афазиологический тест, Быстрый тест на афазию, планшетная русскоязычная версия Токен-теста), а также тест для оценки речевого развития у детей (КОРАБЛИК - “Клиническая оценка развития базовых лингвистических компетенций”).
Центр разрабатывает протоколы речевой терапии при афазии, в том числе в сочетании с неинвазивной стимуляцией мозга. Для клинической работы с речевыми нарушениями также необходимо хорошее понимание того, как устроена речевая деятельность в норме, поэтому многие исследования Центра также посвящены нормативным нейрофизиологическим и когнитивным механизмам речевой деятельности.
Внедрение результатов исследования:
- Протоколы для картирования речевой функции у нейрохирургических пациентов внедряются на базе ряда клинических учреждений в различных регионах: Национального медико-хирургического центра имени Н. И. Пирогова (г. Москва), Российского научно-исследовательского нейрохирургического института имени проф. А. Л. Поленова (г. Санкт-Петербург), Приволжского федерального медицинского исследовательского центра (г. Нижний Новгород), Морозовской детской городской клинической больницы (г. Москва) и других.
- Диагностические тесты для оценки речевой функции после очаговых поражений головного мозга у взрослых внедряются в клиническую практику в первую очередь в Центре патологии речи и нейрореабилитации Департамента здравоохранения города Москвы, а также в Федеральном центре мозга и нейротехнологий.
Образование и переподготовка кадров:
- Сотрудники Центра читают регулярные учебные курсы для студентов НИУ ВШЭ («Психология и нейрофизиология языка и речи», «Экспериментальные методы в психо- и нейролингвистике» и другие), а также руководят курсовыми и выпускными квалификационными работами.
- Регулярно проводится открытый научно-исследовательский семинар «Нейролингвистический четверг».
- Ежегодно проводится Летняя нейролингвистическая школа, открытая для всех заинтересованных слушателей, а также другие школы и воркшопы.
Организационные и инфраструктурные преобразования:
Использовано уникальное оборудование для нейронаучных исследований (система стимуляции мозга, портативный 3D-сканер, видеоокулограф, МРТ-совместимый микрофон) совместно с исследователями из других подразделений НИУ ВШЭ, а также с партнерскими клиническими учреждениями.
Другие результаты:
- Представлены результаты научно-исследовательской работы Центра в 70 докладах на 18 российских и 18 международных научных конференциях.
- Проведено лингвистическое сопровождение 50 нейрохирургических операций.
Сотрудничество:
- Центр патологии речи и нейрореабилитации Департамента здравоохранения Москвы (Россия), Федеральный центр цереброваскулярной патологии и инсульта (Россия): совместные исследования и внедрение результатов в клиническую практику, апробация тестов для диагностики речевой функции у взрослых с очаговыми поражениями мозга.
- Национальный медико-хирургический центр имени Н. И. Пирогова (Россия), Российский научно-исследовательский нейрохирургический институт имени проф. А. Л. Поленова (Россия), Приволжский федеральный медицинский исследовательский центр (Россия), Морозовская детская городская клиническая больница (Россия): совместные исследования и внедрение результатов в клиническую практику, апробация протоколов для картирования речи у нейрохирургических пациентов.
- Детский сад № 782 г. Москвы (Россия), Институт естественных наук и экологии (Россия): сбор данных для исследований детской речи.
- Республиканская клиническая больница Министерства здравоохранения Чувашской Республики (Россия): совместные исследования и внедрение результатов в клиническую практику, участие в обсуждении потребностей клинического сообщества в диагностических тестах.
- Казанский (Приволжский) федеральный университет (Россия): совместные исследования, адаптация диагностических тестов для пациентов-билингвов.
- Магиcтерская программа Эразмус-Мундус по клинической лингвистике (Германия, Нидерланды, Финляндия): академические обмены студентов.
Центр сотрудничает с вышеназванными клиническими учреждениями для исследования и внедрения протоколов картирования и диагностики речевой функции, с детскими садами и школами для исследований детской речи, а также с рядом российских и зарубежных университетов (Университетом Гронингена, Университетом Потсдама, Университетом Аалто, Университетом Мичигана и др.) для совместных исследований и академических обменов студентов.