Мы используем cookie файлы.
Пользуясь сайтом, вы соглашаетесь с нашей Политикой конфиденциальности.

Приглашенный ученый Штыров Юрий Юрьевич Россия
Номер договора
14.W03.31.0010
Период реализации проекта
2017-2019

По данным на 15.02.2021

21
Количество специалистов
24
научных публикаций
1
Объектов интеллектуальной собственности
Общая информация

Лаборатория поведенческой нейродинамики проводит исследования в области когнитивной нейробиологии процессов научения и восприятия языка. Проект направлен на реализацию масштабной исследовательской программы, а также на создание в СПбГУ современного высокотехнологичного исследовательского центра, позволяющего осуществлять всестороннее изучение речевой функции человека.

Название проекта: Когнитивная нейробиология процессов научения и восприятия языка

Приоритет СНТР: ж

Цели и задачи
Направление исследований: психология

Цель проекта: Проведение серии комплексных экспериментальных исследований, в которых используется сочетание методов современной нейронауки для изучения мозгового субстрата овладения языком в реальном времени и неинвазивной регистрации нейропластических изменений в коре головного мозга человека в процессе речевого научения и восприятия

Практическое значение исследования

Научные результаты:

  • Разработаны кросс-дисциплинарные экспериментальные парадигмы для поведенческого и нейрофизиологического изучения механизмов, ответственных за освоение новых слов и формирование кортикальных репрезентаций нового языкового материала;
  • Проведены электрофизиологические эксперименты, показавшие существование двух равно эффективных на поведенческом, но различающихся на нейробиологическом уровне типов усвоения языковой информации – имплицитного и эксплицитного, а также описаны различия в подлежащих им мозговых механизмах;
  • Проведены экспериментальные работы по изучению нейрофизиологических процессов, лежащих в основе усвоения абстрактной и конкретной речевой информации;
  • Описаны особенности мозговых механизмов, отвечающих за моментальное речевое научение у детей дошкольного возраста;
  • Разработаны методы малоинвазивного стимуляционного воздействия на мозг для модификации (ускорения или замедления) процессов усвоения языкового материала;
  • Ведется дальнейшая проработка методов оптимизации процессов научения при помощи малоинвазивной нейростимуляции.
Внедрение результатов исследования:

Разработаны экспериментальные парадигмы, направленные на изучение процессов, лежащих в основе усвоения абстрактной и конкретной речевой информации, а также на изучение имплицитного и эксплицитного способов речевого научения.

Создан тематический выпуск «Brain-Behavior Interfaces in Linguistic Communication» международного рецензируемого научного журнала Frontiers in Human Neuroscience (Импакт-фактор(WOS)=3.964, Q2).

Запатентована программа для ЭВМ «Программный комплекс для анализа параметров престимульной активности в записях ЭЭГ и последующего сравнения этих параметров с постстимульной активностью» (PREPOST) (№ свидетельства 2019661690, Дата регистрации: 05.09.2019). Благовещенский Е.Д., Штыров Ю.Ю., Перикова Е.И., Щербакова О.В., Кирсанов А.С.

Образование и переподготовка кадров:

Ведется проработка методов для оптимизации процессов научения при помощи неинвазивной нейростимуляции.

Разработаны и включены в компетентностно-ориентированные учебные планы СПбГУ курсы «Когнитивная нейробиология языка и речи» (Cognitive Neurobiology of Language and Speech), «Нейронауки в применении к человеку» (Human Neuroscience).

За время реализации проекта членами научного коллектива под руководством старших коллег были подготовлены и защищены:

  • 2 диплома бакалавра;
  • 5 дипломов магистратуры;
  • 1 диплом об окончании аспирантуры.

Пять членов научного коллектива поступили в аспирантуру и занимаются подготовкой кандидатских диссертаций на базе созданной инфраструктуры лаборатории под руководством старших коллег.

Организационные и инфраструктурные преобразования:

Впервые в рамках СПбГУ создана современная инфраструктура, сочетающая в себе возможности для мультимодальных неинвазивных экспериментов, нацеленных на изучение работы мозга человека. Она включает в себя возможность записи многоканальной ЭЭГ высокой плотности в условиях электромагнитной и акустической изоляции, применение нейростимуляционных методов транскраниальной электрической и магнитной стимуляции, сбор поведенческих данных, запись видеоокулографии, сочетание этих методик, а также современное аппаратно-программное обеспечение для анализа данных разного типа. Настоящая инфраструктура доступна для использования сотрудниками различных кафедр и факультетов университета и других сотрудничающих организаций.

Сотрудничество:

НИУ Высшая школа экономики (Россия), образовательный центр «Сириус» (Россия): стажировки сотрудников, обмен опытом, внедрение исследований с использованием нового оборудования в Лаборатории поведенческой нейродинамики.

Национальный медицинский исследовательский центр им. В. А. Алмазова (Россия): совместные исследования.

Университет Хельсинки (Финляндия), Кембриджский университет (Великобритания), Лундский университет (Швеция), Орхусский университет (Дания), Университет Ювяскюля (Финляндия), Новый Болгарский Университет (Болгария), Калифорнийский университет в Сан-Франциско (США), Нортумбрийский университет (Великобритания): совместные исследования, подготовка публикации.

Скрыть Показать полностью
Shtyrov Y., Filippova M., Blagovechtchenski E., Kirsanov A., Nikiforova E., Shcherbakova O.
Electrophysiological evidence of dissociation between explicit encoding and fast mapping of novel spoken words // Frontiers in Psychology. 2021, 12(571673). DOI: 10.3389/fpsyg.2021.571673
Kurmakaeva D., Blagovechtchenski E., Gnedykh Daria., Mkrtychian N., Kostromina S., Shtyrov Y.
Acquisition of concrete and abstract words is modulated by tDCS of Wernicke’s area // Scientific Reports. 2021, 11, № 1508. DOI: 10.1038/s41598-020-79967-8
Aleksandrov A. A., Memetova K. S., Stankevich L. N., Knyazeva V. M., Shtyrov Y.
Referent’s Lexical Frequency Predicts Mismatch Negativity Responses to New Words Following Semantic Training // Journal of psycholinguistic research, 2020, 49(2), pp. 187–198. DOI: 10.1007/s10936-019-09678-3
Shtyrov Y., Kirsanov A., Shcherbakova O.
Explicitly Slow, Implicitly Fast, or the Other Way Around? Brain Mechanisms for Word Acquisition // Frontiers in human neuroscience, 2019, Vol. 13(116). DOI: 10.3389/fnhum.2019.00116
Blagovechtchenski E., Gnedykh D., Kurmakaeva D., Mkrtychian N., Kostromina S., Shtyrov Y.
Transcranial Direct Current Stimulation (tDCS) of Wernicke’s and Broca’s Areas in Studies of Language Learning and Word Acquisition // Journal of visualized experiments, 2019, ISSUE 149. DOI: 10.3791/59159
Mkrtychian N., Blagovechtchenski E., Kurmakaeva D., Gnedykh D., Kostromina S. and Shtyrov Y.
Concrete vs. abstract semantics: From mental representations to functional brain mapping // Frontiers in human neuroscience. 2019, Vol.13(267). DOI: 10.3389/fnhum.2019.00267
Vasilyeva M.J., Knyazeva V.M., Aleksandrov A.A., Shtyrov Y.Y.
Neurophysiological correlates of fast mapping of novel words in the adult brain // Frontiers in human neuroscience. 2019, Vol.13(304). DOI: 10.3389/fnhum.2019.00304
Фотоальбомы
Вторник , 03.12.2019
Другие лаборатории и ученые
Лаборатория, принимающая организация
Область наук
Город
Приглашенный ученый
Период реализации проекта
Лаборатория экономического поведения

Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации

Психология

Саратов

Азар Офер

Израиль

Неверов Александр Николаевич

Россия

2018-2020

Лаборатория междисциплинарных исследований развития человека

Санкт-Петербургский государственный университет

Психология

Санкт-Петербург

Григоренко Елена Леонидовна

Россия

2014-2018

Лаборатория когнитивных исследований и психогенетики

Национальный исследовательский Томский государственный университет

Психология

Томск

Ковас Юлия Владимировна

Великобритания, Россия

2011-2015