Мы используем cookie файлы.
Пользуясь сайтом, вы соглашаетесь с нашей Политикой конфиденциальности.

Приглашенный ученый Григоренко Елена Леонидовна США
Номер договора
14.Z50.31.0027
Период реализации проекта
2014-2018

По данным на 30.01.2020

20
Количество специалистов
27
научных публикаций
Общая информация

Исследования, которыми занимаются ученые лаборатории, посвящены комплексному изучению влияния опыта проживания в институциональном учреждении на биологическое и психологическое развитие человека. Простыми словами: как развивается ребенок в кровной семье, в замещающей семье и в доме ребенка. Результаты исследований внесут уникальный вклад в развитие представлений о влиянии ранней институционализации на развитие мышления, языка, речи и адаптивных способностей у подростков и взрослых. Полученные результаты будут представлены научному сообществу и социальным службам, работающим с детьми, оставшимися без попечения биологический родителей.

Название проекта: Влияние ранней депривации на био-поведенческие показатели развития ребёнка

Приоритет СНТР: ж


Цели и задачи

Направление исследований: Медицинская психология

Цель проекта: Фундаментальные и прикладные разработки в областях наук о развитии, анализ и интерпретация информации о нейробиологических закономерностях развития, особенно в условиях трудного детства


Практическое значение исследования

Научные результаты:

  • Расширена методическая база российской психологии с освоением некоторых мировых и разработкой новых дополнительных методов био-поведенческого исследования детей и взрослых.
  • Обследовано 64 ребенка, воспитывающихся в условиях детских учреждений, 120 детей из биологических семей и 30 – из замещающих семей, а также 610 подростков и взрослых, из которых 285 – из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
  • Многоаспектное исследование показателей развития и функционирования детей и взрослых должно внести фундаментальный вклад в понимание факторов ранней социальной депривации в контексте их влияния на последующее развитие ребенка и его функционирование во взрослой жизни, способствовать лучшему пониманию особых факторов риска и способов их преодоления в развитии детей в условиях институционализации и после помещения в замещающие семьи, информировать профессиональное сообщество, законодательные органы и общественность и способствовать предоставлению детям, оставшимся без попечения родителей, максимально возможного качественного ухода в период детства и поддержки при переходе ко взрослой жизни.

Внедрение результатов исследования:

  • Адаптированы стандартизованные методики оценок общего развития и развития языка у детей с рождения и до семи лет.
  • Разработана первая комплексная стандартизованная методика оценки развития русского языка и речи у подростков и взрослых АРФА-РУС.
  • Разработаны новые экспериментальные психофизиологические парадигмы для оценки процессов обработки лингвистической и орфографической информации у детей и взрослых с опытом ранней психосоциальной депривации.

Образование и переподготовка кадров:

Разработаны дополнительные профессиональные образовательные программы повышения квалификации «Психическое здоровье и развитие ребенка», «Создание семейного окружения в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», «Расстройства аутистического спектра: Краткий обзор», «Расстройства аутистического спектра», «Улучшение качества социального окружения детей в домах ребенка: обучение персонала», «Психологические и биологические основы формирования навыка чтения. Нарушения овладения чтением и программы сопровождения: Краткий обзор», «Психологические и биологические основы формирования навыка чтения. Нарушения овладения чтением и программы сопровождения», «Электрофизиологические методы в исследовании когнитивных функций», «Проведение электроэнцефалографических (ЭЭГ) исследований с участием детей раннего и дошкольного возраста».

Организационные и инфраструктурные преобразования:

В связи с расширением спектра исследовательской работы в 2018 году изменено название Лаборатории: «Лаборатория междисциплинарных исследований развития человека».

Сотрудничество:

  • Йельский университет (США), Университет Хьюстона (США), Институт общей генетики (Россия): совместные исследования и публикации
  • Калифорнийский университет в Дейвисе (США), Коннектикутский университет (США), Университет Дарема (США), Фонд дислексии (США), Институт Маска Планка по психолингвистике (США), Университет Джорджии (США), Университет Висконсина (США), Университетский колледж Лондона (Великобритания), Фонд содействия решению проблем аутизма «Выход» (Россия), Ассоциация родителей, детей и взрослых с дислексией «Ассоциация дислексии» (Россия): организация международного научного симпозиума «Неделя языка: всякого и якого»
  • Университет Дарема (Великобритания): научная стажировка английских студентов в Лаборатории
  • Фонд содействия решению проблем аутизма «Выход» (Россия): создание мультимедийного междисциплинарного образовательного продукта «Расстройства аутистического спектра»
  • Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» (Россия), СПбГУЗ «Психоневрологический дом ребенка №9», СПб БПОУ «Российский колледж традиционной культуры», СПб ГБПОУ Лицей "Звездный", СПб ГБПОУ «Садово-архитектурный колледж», СПбГБУ СОН «Центр социальной помощи семье и детям Адмиралтейского района Санкт-Петербурга», СПбБУ «Центр для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Центр содействия семейному воспитанию №9», СПбГБУ СОН «Комплексный центр социального обслуживания населения Курортного района», СПбГБУ СОН «Комплексный центр социального обслуживания населения Красносельского района», СПбГБУ «Центр для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Центр содействия семейному воспитанию №10», СПбГУ СОН «Центр социальной помощи семье и детям Калининского района Санкт-Петербурга», СПбГБУ «Центр для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Центр содействия семейному воспитанию №8», СПбГБОУ «Лицей сервиса и индустриальных технологий», СПбГБУ «Центр для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Центр содействия семейному воспитанию №14», СПбГБУ «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Воспитательный дом» отделение социальная гостиница Кировского района Санкт-Петербурга, КУЗ «Воронежский областной специализированный дом ребенка», ГБОУ СОШ № 149, ГБОУ Центр образования № 167 со структурным подразделением «Детский дом» Красносельского района Санкт-Петербурга, СПбГБУ СОН “Центр социальной помощи семье и детям Фрунзенского района” города Санкт-Петербурга, ГБУ города Москвы Центр содействия семейному воспитанию «Наш дом» Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы: сбор данных в рамках проекта «Влияние ранней депривации на био-поведенческие показатели развития ребенка».
Скрыть Показать полностью
Naumova O. Yu., Rychkov S. Yu., Kornilov S. A., Odintsova V. V., Anikina V. O., Solodunova M. Yu., Arintsina I. A., Zhukova M. A., Ovchinnikova I. V., Burenkova O. V., Zhukova O. V., Muhamedrahimov R. J., Grigorenko E. L.
Effects of early social deprivation on epigenetic statuses and adaptive behavior of young children: A study based on a cohort of institutionalized infants and toddlers. PLoS ONE (2019).
Kornilov, S. A., Zhukova, M. A., Ovchinnikova, I. V., Golovanova, I. V., Naumova, O. Yu., Logvinenko, T. I., Davydova, A. O., Petrov, M. V., Chumakova, M. A., Grigorenko, E. L.
Language Outcomes in Adults with a History of Institutionalization: Behavioral and Neurophysiological Characterization. Scientific Reports, 9, Article number: 4252 (2019).
Perdue, M. V., Mascheretti, S., Kornilov, S. A., Jasińska, K. K., Ryherd, K., Mencl, W. E., Frost, S. J., Grigorenko, E. L., Pugh, K. R., Landi, N.
Common variation within the SETBP1 gene is associated with readingrelated skills and patterns of functional neural activation. Neuropsychologia, https://doi.org/10.1016/j.neuropsychologia.2018.07.01 (2018).
Hein, S., Thomas, T., Naumova, O. Yu., Luthar, S. S., Grigorenko, E. L.
Negative parenting modulates the association between mother’s DNA methylation profiles and adult offspring depression. Developmental Psychobiology 61: 304-310 (2018)
Grigorenko E. L., Kornilov S. A., Naumova O. Y.
Epigenetic regulation of cognition: A circumscribed review of the field. Development and Psychopathology 28: 1285–1304 (2016).
Фотоальбомы
Вторник , 03.12.2019
Другие лаборатории и ученые
Лаборатория, принимающая организация
Область наук
Город
Приглашенный ученый
Период реализации проекта
Международная лаборатория социальной нейробиологии Института когнитивных нейронаук

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования "Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики"

Психология

Москва

Яскелайнен Ииро Пентти Тапани

Финляндия

2019-2021

Лаборатория экономического поведения

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации"

Психология

Саратов

Азар Офер

Израиль

2018-2020

Лаборатория поведенческой нейродинамики

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Санкт-Петербургский государственный университет»

Психология

Санкт-Петербург

Штыров Юрий Юрьевич

Россия

2017-2019