Мы используем cookie файлы.
Пользуясь сайтом, вы соглашаетесь с нашей Политикой конфиденциальности.

Приглашенный ученый Асланов Владимир Степанович Россия
Номер договора
075-15-2019-1894
Период реализации проекта
2019-2021

По данным на 30.01.2020

Общая информация

Расширение областей применения космической техники и повышение требований к эффективности ее использования, приводят к необходимости развития теории и разработки новых методов и проведения исследования новых задач механики космического полета, связанных с использованием новых типов орбит, траекторий межорбитальных и межпланетных перелетов, новых типов двигательных установок. Ученые лаборатории развивают теории и методы механики космического полета. Также проект направлен на получение новых результатов в теории возмущенного управляемого движения космических аппаратов и в области оптимизации траекторий космических аппаратов с большой и малой тягой. Еще одним перспективным направлением исследований ученых лаборатории является создание систем бесконтактной транспортировки пассивных космических объектов. Такие системы станут применяться, прежде всего, для уборки космического мусора.

Название проекта: Механика космического полета

Приоритет СНТР: е


Цели и задачи

Цель проекта:

Развитие теоретических основ и методов механики космического полета, необходимых для совершенствования существующих и создания принципиально новых образцов ракетно-космической техники для реализации перспективных космических миссий

Направления исследований:

Авиакосмическая техника

Практическое значение исследования
Планируемые результаты

Будут решены следующие задачи:
  • Разработка теоретических основ оптимизации возмущенных траекторий с использованием комплексно-дуальных чисел.
  • Разработка библиотеки программ для вычислений в комплексно-дуальной области.
  • Разработка метода и программного обеспечения для оптимизации возмущенных траекторий космических аппаратов с использованием алгебры комплексно-дуальных чисел.
  • Разработка теоретических основ и метода оптимизации многовитковых траекторий межорбитальных перелетов с ограничением на поглощенную дозу радиации.
  • Развитие теоретических основ и методов оптимизации возмущенных импульсных траекторий.
  • Разработка программно-математического обеспечения для оптимизации возмущенных импульсных траекторий с использованием продолжения из оптимальной траектории с идеально-регулируемым двигателем.
  • Исследование областей существования решений и многоэкстремальности в задаче оптимизации многовиткового орбитального перелета с малой и конечной тягой.
  • Исследование типовых оптимальных маневров околоземных космических аппаратов с двигателями большой и малой тяги, включая задачи выведения на целевую орбиту, в заданную орбитальную позицию, задачу смены орбитальной плоскости и орбитальной позиции, задачу увода на орбиту захоронения в конце срока эксплуатации.
  • Разработка теоретических основ и метода сквозной оптимизации многоцелевых траекторий космических аппаратов с конечной тягой с приложениями к последовательному уводу группы объектов космического мусора или к посещению нескольких малых небесных тел Солнечной системы.
  • Разработка теоретических основ и метода оптимизации последовательности облета малых небесных тел или объектов космического мусора при проектировании многоцелевых траекторий космических аппаратов.
  • Разработка численных методов проектирования квазипериодических гало-орбит вокруг коллинеарных точек либрации и их поддержания.
  • Разработка метода проектирования траекторий возврата от Луны на Землю. Учет требований по старту космического аппарата с поверхности Луны или с окололунной орбиты. Учет требований по посадке возвращаемого аппарата в заданном районе Земли. Анализ проблемы аварийного (срочного) возврата пилотируемого космического аппарата на Землю.
  • Разработка метода проектирования траекторий перелета в окололунном пространстве, включая перелеты между гало-орбитой и низкой окололунной орбитой и межорбитальные перелеты.
  • Разработка метода проектирования замкнутых траекторий многоразового космического буксира с электроракетной двигательной установкой между околоземной и окололунной орбитами.
  • Развитие теории и методов расчета низкоэнергетических траекторий космических аппаратов с большой и малой тягой в системе Земля-Луна.
  •  Экспериментальное определение коэффициента аккомодации импульса ионов и силы, действующей на мишень, при облучении мишени ионным пучком под различными углами.
  • Экспериментальное определение плотности отраженного потока при облучении мишени ионным пучком под различными углами.
  • Исследование динамики плоского движения транспортируемого объекта под действием ионного пучка.
  • Исследование динамики пространственного движения транспортируемого ионным пучком пассивного объекта.
  • Разработка законов и способов управления движением транспортируемого ионным пучком объекта, представляющего собой твердое тело и твердое тело с прикрепленными упругими панелями солнечных батарей.

 

Организационные и инфраструктурные преобразования

Для экспериментального подтверждения характеристик ионного пучка планируется использование имеющегося в наличии вакуумного стенда У2В, который планируется дооборудовать элементами измерительной системы: тягомером СИМС для экспериментального определения коэффициента аккомодации ионов и измерения сил, действующих на мишень, облучаемую ионным пучком и микровесами для проведения измерений распределения плотности отраженного от мишени потока. В качестве источников ионов планируется использовать имеющиеся в наличии экспериментальные образцы ионной пушки и электроракетных двигателей.

 

Сотрудничество

Самарский научный центр Российской академии наук (СамНЦ РАН)


Скрыть Показать полностью
Другие лаборатории и ученые
Лаборатория, принимающая организация
Область наук
Город
Приглашенный ученый
Период реализации проекта