Мы используем cookie файлы.
Пользуясь сайтом, вы соглашаетесь с нашей Политикой конфиденциальности.

Приглашенный ученый Форрест Алан Великобритания
Номер договора
14.Z50.31.0045
Период реализации проекта
2018-2020
20
Количество специалистов
34
научных публикаций
Общая информация

События в мире начала 21 в. - "цветные революции" и "Арабская весна" - радикально актуализировали проблему целенаправленного продвижения либерально-демократической парадигмы в те регионы, где традиционные ценности все еще сохраняют относительно сильные позиции. Это в свою очередь стимулирует повышенный интерес международного сообщества ученых-гуманитариев к изучению революционных практик Нового времени как "матрицы" применяемых в наши дни способов утверждения либерально-демократической парадигмы Запада в других регионах мира. Исследование подобного исторического опыта рассматривается сегодня международным научным сообществом как необходимое условие разрешения и предотвращения общественных конфликтов современности, вызываемых столкновением различных ценностных систем. Сотрудники лаборатории занимаются сравнительными исследованиями всего спектра методов, применявшихся в конце XVIII-XIX вв. западноевропейскими просвещенными элитами для утверждения либеральных ценностей в таких регионах доминирования традиционных культур, как Франция, Южная Европа (Испания, Италия, Тироль), Арабский Восток (Египет, Сирия, Магриб), а также социальных последствий соответствующих практик и различных форм сопротивления таковым со стороны носителей традиционной культуры. 

Название проекта: Методы утверждения либеральных ценностей в регионах традиционной культуры в Новое время

Приоритет СНТР: д, ж


Цели и задачи

Направление исследований: История стран Западной Европы и Средиземноморья

Цель проекта: Изучение исторического опыта применения европейскими просвещенными элитами Нового времени различных методов утверждения либеральных ценностей в регионах традиционной культуры, анализ социальных последствий подобных практик и различных форм сопротивления таковым со стороны населения, являющегося носителем традиционной культуры


Практическое значение исследования

Научные результаты:

  • Проведено сравнительное исследование широкого спектра методов, применявшихся в конце XVIII–XIX в. западноевропейскими просвещенными элитами для утверждения либеральных ценностей в таких регионах доминирования традиционных культур, как Франция, Италия, Египет, а также оценка социальных последствий соответствующих практик и эффективность различных форм сопротивления им со стороны местного населения.
  • Проанализированы вербальные практики, применявшиеся просвещенными элитами Франции для формирования либерального дискурса об «Ином» с целью утверждения собственной идентичности и социальной мобилизации в поддержку соответствующей политики.
  • Выявлены способы целенаправленной инфильтрации либерального дискурса посредством пропаганды и других форм идеологической интервенции в Италии.
  • Установлены способы политико-идеологической интервенции просвещенных элит в Италию с целью формирования там социальных групп, наиболее восприимчивых к новой системе ценностей, и повышения социальной роли таковых внутри регионов традиционной культуры.
  • Исследованы методы насильственного утверждения либерально-демократической парадигмы в условиях французской военной оккупации Египта и оценена эффективность подобных практик.
  • Изучены социальные последствия применения в Италии и в Египте различных методов утверждения либерально-демократической парадигмы.
  • Вскрыты механизмы зарождения и оформления различных форм сопротивления носителей традиционной культуры практикам утверждения извне либеральных ценностей в соответствующих регионах.

Образование и переподготовка кадров:

  • Организованы 14 зарубежных командировок студентов, аспирантов и молодых ученых для стажировок в ведущих научных центрах Европы и для работы в европейских библиотеках и архивах.

  • Разработаны и внедрены в образовательный процесс 2 курса лекций: «Введение в специальность» (бакалавриат, исторический факультет) и «Фандрайзинг» (магистратура, исторический факультет).

  • Организованы и проведены 2 международные научные школы «Эпоха революций 1750-1914 гг. в Западной Европе и Средиземноморье» и «Сопротивление революциям Нового времени».
  • Предоставлена возможность 2 студентам пройти курсы повышения квалификации в области иностранных языков.

  • Подготовлено учебное пособие: Чудинов А.В. Сущность политики просвещенного абсолютизма. М.: ГАУГН-Пресс. 2018. Учебно-методическое пособие. Серия «Трудные вопросы истории»

Сотрудничество:

  • Университет Кардиффа (Великобритания): совместные исследования и научные мероприятия, организован и проведен международный круглый стол «Война и революция. 1750–1918 гг.»

  • Фонд Наполеона (Франция): совместные исследования, стажировки студентов, аспирантов и молодых сотрудников

  • Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского (Россия): совместные научные мероприятия, организация международной конференции «Эпоха Наполеона: история и образ»

  • Санкт-Петербургский государственный университет (Россия): совместные научные мероприятия, организация круглого стола «Наполеон и Европа XIX в.»

  • Уральский федеральный университет: совместные научные мероприятия, организация международных научных семинаров «Юбилеи Наполеоновских войн и Первой мировой войны: политика памяти и историческая память» и «Наполеоновские войны и Первая мировая война в политике памяти и исторической памяти народов: проблема современного осмысления»

  • Уральский государственный педагогический университет: совместные научные мероприятия, организация международной научной конференции «Наполеон и Революция»

  • Государственная публичная историческая библиотека: совместные научные мероприятия, организация круглых столов «Революционная Франция и мир» и ««Новая русская школа» в историографии Французской революции: издания 2019 г.»



Скрыть Показать полностью
Таньшина Н.П.
Самодержавие и либерализм: эпоха Николая I и Луи-Филиппа Орлеанского. М.: РОССПЭН, 2018.
Чудинов А.В.
Сущность политики просвещенного абсолютизма. М.: ГАУГН-Пресс, 2018.
Murrey-Miller G.
Civilazation, Modernity and Europe: the Making and Unmaking of Conceptual Unity. History. The Journal of Historic Association 103(3): 418–433 (2018).
Митрофанов А.А.
Аннексия Савойи и Ниццы революционной Францией в оценках русских дипломатов при Сардинском дворе 1791–1792 гг. // ЭНОЖ «История». 2018. Т. 9. Вып. 10(74).
Другие лаборатории и ученые
Лаборатория, принимающая организация
Область наук
Город
Приглашенный ученый
Период реализации проекта
Лаборатория геоархеологии Байкальской Сибири

Научно-исследовательский центр «Байкальский регион» Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Иркутский государственный университет»

История и археология

Иркутск

Вебер Анджей Витольд

Канада, Польша

2018-2020

Лаборатория археологии, этнологии и антропологии

Федеральное государственное бюджетное учреждение науки «Институт монголоведения, буддологии и тибетологии Сибирского отделения Российской академии наук»

История и археология

Улан-Удэ

Крадин Николай Николаевич

Россия

2017-2021

Лаборатория междисциплинарного изучения археологии Западной Сибири и Алтая

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Алтайский государственный университет»

История и археология

Барнаул

Деревянко Анатолий Пантелеевич

Россия

2014-2018