Мы используем cookie файлы.
Пользуясь сайтом, вы соглашаетесь с нашей Политикой конфиденциальности.

Приглашенный ученый Функ Дмитрий Анатольевич Россия
Номер договора
14.B25.31.0009
Период реализации проекта
2013-2017
72
Количество специалистов
343
научных публикаций
Общая информация

Ученые лаборатории исследуют проблемы формирования и трансформации идентичностей и социальной адаптации человека в условиях модернизации и глобальных социальных потрясений в контексте мировых процессов. Данные исследования являются интердисциплинарными: для исследований привлечены специалисты как в области антропологии, так и истории, социологии и ряда иных обществоведческих и гуманитарных дисциплин.

Название проекта: Человек в меняющемся мире. Проблемы идентичности и социальной адаптации в истории и современности

Приоритет СНТР: ж


Цели и задачи

Направления исследований: Социально-антропологическое исследование форм и идентификационных стратегий и практик у кризисных, профессиональных, малых и иных групп; проблемы формирования, сохранения и использования цифрового историко-культурного наследия

Цель проекта: Комплексное междисциплинарное исследование идентификационных стратегий, адаптационных практик и способов конструирования идентичностей (наднациональной (европейской), национальной/общегражданской, национальной/этнической, региональной, конфессиональной, профессиональной) в пространстве публичной политики и повседневности в России и в мире, осуществляемое на стыке социальной антропологии, социальной археологии, истории, социологии и современных цифровых технологий


Практическое значение исследования

Научные результаты:

  • Проведено исследование миграционной политики. Были выявлены следующие особенности: вовлеченность неправительственных организаций в проблемы регулирования миграции; социально-политическая активность таджикских иммигрантских сообществ в России, странах ЕС и США; наличие проблем во взаимоотношениях между «традиционным» и «радикальным» исламом; формирование стереотипного, преимущественно негативного образа трудового мигранта в СМИ.
  • Выявлены базовые модели культурного сопротивления у индигенных групп, во всех известных нам случаях – с апелляцией к «колониальному языку» для защиты собственных интересов и адаптацией представлений как о социальной стратификации, так и о сакральной картине мира к доминирующим представлениям государственно-капиталистической идеологии. Анализ форм и практик культурной идентификации в шаманской системе мировоззрения позволил: а) представить содержательную доказательную базу наличия «шаманских» черт в ритуалах почитания огня у индоевропейцев; б) выявить прямые аналогии между деятельностью проводников языческой религии у индоевропейцев и практиками.
  • Проведен анализ процессов становления и развития российского национального дискурса в имперской России, который показал, что в 1850–1860-е гг. «польская проблема» была доминирующей. В конце 1860-х гг. национальный дискурс выделился как самостоятельный, малорусский вопрос (до этого малорусы рассматривались только как объект борьбы с полонизмом). Исследованы феномены общественного сознания населения Сибири на уровне отдельных «малых» социальных групп и слоев населения. Это позволило уточнить и расширить представление об идейных основах региональной идентичности, динамике процесса ее конструирования, «всплесках» и «откатах» «сибирства» в переломный для истории страны период конца XIX – начала XX в.
  • Создан мультимедийный контент для виртуальных и реальных экспозиций, реализованный на материалах Музея археологии и этнографии Сибири имени В. М. Флоринского, Государственного Эрмитажа, Национального музея имени Алдан-Маадыр Республики Тыва, а также в Музейно-выставочном центре имени И. С. Шемановского.

Внедрение результатов исследования:

Полученные трехмерные модели археологических объектов и цифровые архивы раскопок могут стать основой интерактивных мультимедийных выставок, виртуальных музеев, включаться в проекты, использующие технологию дополненной реальности и аддитивные технологии. Например, созданный в ходе реализации проекта научно-популярный 3D-фильм «Духи Чинге-Тэя» уже активно используется в учебном процессе.

Образование и подготовка кадров:

  • Внедрено в образовательный процесс: 1 бакалаврская и 2 магистерские программы по направлению подготовки «Антропология и этнология», а также около 50 учебных курсов.
  • Защиты: 6 докторских диссертаций, 8 кандидатских диссертаций.
  • Организованы 3 летние школы, посвященные миграции и этнизации городского пространства, а также социально-политическим исследованиям науки и технологий.

Организационные и инфраструктурные преобразования:

  • В 2015 лицензировано направление подготовки «Антропология и этнология» (бакалавриат и магистратура).
  • В 2017 г. приказом ректора создана кафедра антропологии и этнологии, что являлось одной из приоритетных задач проекта.
  • Реализуются 2 магистерские программы: «Социальная антропология», а с 2017 г. – «Миграционные исследования».

Сотрудничество:

  • МГИМО (Россия), Иркутский государственный университет (Россия), МГУ имени М. В. Ломоносова (Россия), Европейский университет в Санкт-Петербурге (Россия): совместные научные исследования, мероприятия, проекты
  • Восточно-Казахстанский государственный университет (Казахстан), Евразийский национальный университет (Казахстан), Американский университет в Центральной Азии (Кыргызстан): совместные магистерские программы

Скрыть Показать полностью
.
Человек в меняющемся мире. Проблемы идентичности и социальной адаптации в истории и современности: Сб. науч. ст. Томск: Изд-во Том. ун-та, 2015. 296 с.
Погодаев Н. П.
Публицистический дискурс мегагранта «Человек в меняющемся мире…» // Вестник ТГУ. 2016. № 405. С. 118–123.
.
Российская антропология и «онтологический поворот». Томск: Изд-во Том. ун-та, 2016. 304 с.
Funk D.A., Nam I.V.
Contemporary transformations of ethnology/anthropology in Russia: an invitation to further discussion // Folklore. 2017. № 4. P. 226–237.
Нам Е.В.
Космология и практика сибирского шаманизма / науч. ред. Д. А. Функ. Томск: Изд-во Том. ун-та, 2017. 296 с.
Другие лаборатории и ученые
Лаборатория, принимающая организация
Область наук
Город
Приглашенный ученый
Период реализации проекта
Лаборатория геоархеологии Байкальской Сибири

Научно-исследовательский центр «Байкальский регион» Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Иркутский государственный университет»

История и археология

Иркутск

Вебер Анджей Витольд

Канада, Польша

2018-2020

Лаборатория западноевропейских и средиземноморских исторических исследований

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Государственный академический университет гуманитарных наук»

История и археология

Москва

Форрест Алан

Великобритания

2018-2020

Лаборатория археологии, этнологии и антропологии

Федеральное государственное бюджетное учреждение науки «Институт монголоведения, буддологии и тибетологии Сибирского отделения Российской академии наук»

История и археология

Улан-Удэ

Крадин Николай Николаевич

Россия

2017-2021