Attraction of the leading scientists to Russian institutions of higher learning, research organizations of the governmental academies of sciences, and governmental research centers of the Russian Federation

Mathematical fluid dynamics laboratory

About Laboratory

Grant Agreement No.:  14.Z50.31.0037

Project name: Investigation of mathematical problems of fluid dynamics

Name of the institution of higher learning: Voronezh State University

Fields of scientific research: Mathematics

Project goal: 

The main goal of the project is to study a number of important and outstanding at this moment problems of mathematical fluid mechanics and obtaining a world-class scientific results. To achieve this goal we have picked up the team the core of which is made up of world-class scientists. It is supposed to create a laboratory in which the team will carry out scientific research.

The second major objective of this project is to involve young scientists and students in scientific research to give them the opportunity to consolidate in science. For this it is supposed to create by leading scientists special courses of lectures for students of the Faculty of Mathematics and the Department of Applied Mathematics and Mechanics, and to carry out seminars.

In connection with the set goals of the project it is possible to emphasize the following objectives (scientific problems) of the project:

1. Investigation of the in/out flow problem for a viscous compressible gas equations and its application to the mathematical modeling of the work of thermal machines and heat engines.

2. Analysis of variational problems of conformal geometry and potential theory and application of these results to the existence of global smooth periodic solution to the problem of nonlinear waves problem in the deep ocean covered by ice.

3. The proof of an analog of Liouville Theorem for the steady system of Navier-Stokes equations in the 3D case with axial symmetry under assumption that velocity tends to zero at infinity.

4. The development of the theory of global and trajectory attractors for dissipative infinite-dimensional dynamical systems and the application of this theory to study the long-term and limit behavior of solutions of some fundamental models arising in mathematical physics, fluid dynamics and geophysical fluid dynamics, which are described by nonlinear partial differential equations.

5. Investigation of the solvability of a lot of initial value problems of non-Newtonian fluid dynamics (models of fluid with memory, Bingham model, etc.) and the study of their attractors in both autonomous and non-autonomous cases (uniform attractors and pullback-attractors).

6. Investigation of solvability, optimal control and qualitative behavior of alpha-models of fluid mechanics.

7. The construction of stabilization theory for the system of normal type, connected with Helmholtz system by means of starting control and to construct similar theory when impulse or distributed controls supported on prescribed subdomain of the 3D torus are used. Using this result to construct the theory of nonlocal stabilization for 3D Helmholtz system by impulse as well as by distributed controls.

8. Investigation of the problem of small motion of hyperbolic type viscoelastic body. The study of uniform exponential stability of an abstract strongly continuous semigroup generated by the operator unit of a special kind.

9. The next goal is to develop the theory of the unbalanced optimal transport and to reveal its relations with other areas of mathematics such as metric geometry, differential geometry, calculus of variations, Hamilton-Jacobi equations, convex analysis, gradient flows on metric spaces, evolutionary PDEs, dynamical systems.

Also in connection with the second goal of the project it is necessary to highlight the problem of creating workplaces for young scientists and students of Voronezh State University in the laboratory, which will be created for the project.

Leading scientist

plotnikovpi 0 

Plotnikov Pavel Igorevich

 

Date of Birth:  04.11.1947

Citzenship: Russia

Academic degree and title: Dr.Sci.

Job Title: Novosibirsk State University

Field of scientific interests: Partial differential equations theory, hydrodynamics, nonlinear waves theory, KAM theory, nonlinear functional analysis

Academic recognition:  

P.I. Plotnikov - specialist in the theory of differential equations and mathematical physics. His scientific activity is connected with mathematical problems of nonlinear wave theory, mathematical questions of the theory of phase transitions and the theory of materials, as well as the theory of viscous gas dynamics. His results on the Stokes problem in the theory of waves and the problem of small divisors in the theory of Hamiltonian systems with an infinite number degrees of freedom gain recognition among scientific community. Among the results obtained in this direction are the proof of the first and the second proof Stokes conjectures contained in 1880 Stokes famous work of extreme waves, the proof of the solvability of the standing wave, the proof the existence of an infinite number of secondary bifurcations of solutions to the problem of solitary waves, the proof of the existence of three-dimensional asymmetric wave packets that propagate along the surface water at a constant speed. In order to solve these problems there

were developed: the method of analytic extension of solutions of free boundary problems, the version of the theory of Nash-Moser for the problem of standing waves, the infinite-dimensional version of the method Floquet for pseudo-differential equations with small divisors, the theory of

Conley topological index for the critical points of smooth functional in the infinite-dimensional spaces.

In 1994, the works by P.I. Plotnikov on nonlinear wave theory were awarded Lavrentyev Prize the Russian Academy of Sciences.

Back to top

МЕГАГРАНТЫ

Лаборатория математической гидродинамики

О лаборатории

Лаборатория создана в рамках гранта Правительства Российской Федерации, выделенного на конкурсной основе для государственной поддержки научных исследований, проводимых под руководством ведущих ученых в российских образовательных учреждениях высшего профессионального образования (постановление правительства №220 от 9 апреля 2010 года).

№ договора:

14.W03.31.0015

Наименование проекта
Исследование задач математической гидродинамики

Наименование организации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Воронежский государственный университет"

Область научных исследований
Математика

Основной целью проекта является исследование ряда важных и нерешенных на данный момент задач математической гидродинамики, получение научных результатов мирового уровня. Для достижения этой цели подобран коллектив, ядро которого состоит из ученых мирового уровня, предполагается создание лаборатории, в которой будут проводиться исследования.
Второй основной целью данного проекта является привлечение молодых учёных, аспирантов и студентов к научным исследованиям с целью дать им возможность закрепления в науке. Для этого предполагается создание ведущими учеными специальных курсов лекций для студентов математического факультета и факультета прикладной математики и механики Воронежского государственного университета, проведение семинарских занятий.
В связи с поставленными целями проекта, можно выделить следующие задачи (научные задачи) проекта:
1. Исследование задачи протекания для уравнений динамики вязкого газа и ее применение к моделированию работы тепловых машин.
2. Исследование вариационных задач конформной геометрии и теории потенциала и применение полученных результатов к доказательству существования глобального гладкого периодического решения нелинейной задачи о волнах в глубоком океане, покрытом льдом.
3. Доказательство аналога теоремы Лиувилля о постоянстве решений стационарной системы уравнений Навье-Стокса в трехмерном пространстве при условии осевой симметрии в предположении, что скорость потока на бесконечности стремится к нулю.
4. Развитие теории глобальных и траекторных аттракторов диссипативных бесконечномерных динамических систем и применение этой теории для изучения долговременного и предельного поведения решений ряда фундаментальных моделей, возникающих в математической физике, гидродинамике и геофизической гидродинамике, которые описываются нелинейными уравнениями с частными производными.
5. Исследование разрешимости ряда начально-краевых задач неньютоновой гидродинамики (модели движения сред с памятью, среды Бингама и т.д.) и исследование их аттракторов как в автономном, так и в неавтономном случае (равномерные аттракторы, пулбек-аттракторы).
6. Исследование разрешимости, оптимального управления и качественного поведения альфа-моделей гидродинамики.
7. Построение теории стабилизации для системы нормального типа, связанной с системой Гельмгольца, посредством стартового управления, а также построить аналогичную теорию, когда используется импульсное или распределенное управления с носителем в фиксированной подобласти трехмерного тора. С помощью описанного результата построить теорию нелокальной стабилизации трехмерной системы Гельмгольца посредством импульсного, а также распределенного управлений.
8. Исследование задачи о малых движениях вязкоупругого тела гиперболического типа. Исследование равномерной экспоненциальной устойчивости абстрактной сильно непрерывной полугруппы, генерируемой операторным блоком специального вида.
9. Развитие теории несбалансированного оптимального переноса массы и установление ее отношения с другими областями математики, такими как метрическая геометрия, дифференциальная геометрия, вариационное исчисление, уравнения Гамильтона-Якоби, выпуклый анализ, потоки градиента на метрических пространствах, эволюционные уравнения в частных производных, динамические системы.
Также в связи со второй целью проекта надо выделить задачу создания рабочих мест для молодых учёных, аспирантов и студентов Воронежского государственного университета в лаборатории, которая будет создана для выполнения проекта.

Ведущий учёный

plotnikovpi 0 

ФИО: Плотников Павел Игоревич

 

Дата рождения 04.11.1947

Гражданство
Россия

Ученые степень и звание

Доктор наук

Место работы

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования Новосибирский национальный исследовательский государственный университет

Область научных интересов

Теория дифференциальных уравнений в частных производных, гидродинамика, нелинейная теория волн, КАМ теория, нелинейный функциональный анализ

Достижения и награды

П.И.Плотников - специалист в области теории дифференциальных уравнений и математической физики. Его научная деятельность связана с математическими проблемами теории нелинейных волн, математическими вопросами теории фазовых превращений и теории материалов, а также с задачами динамики вязкого газа.
Наибольшую известность среди отечественных и зарубежных специалистов получили его результаты по проблеме Стокса в теории волн и проблеме малых знаменателей в теории гамильтоновых систем с бесконечным числом степеней свободы. Среди полученных в этом направлении результатов - доказательство первой и второй гипотез Стокса, сформулированных в 1880 году в знаменитой работе Стокса об экстремальных волнах, доказательство разрешимости задачи о периодических нелинейных колебаниях жидкости со свободной поверхностью, доказательство существования бесконечного числа вторичных бифуркаций решения задачи об уединенных волнах, доказательство существования трехмерных асимметрических волновых пакетов, распространяющихся по поверхности воды с постоянной скоростью. Для решения этих задач им были разработаны: метод аналитического продолжения решений задач гидродинамики со свободными границами, вариант теории Нэша-Мозера для задачи о стоячих волнах, бесконечномерная версия метода Флоке для псевдодифференциальных уравнений с малыми знаменателями, теория топологического индекса Конли для критических точек гладких функционалов в бесконечномерном пространстве.
В 1994 году цикл работ П.И. Плотникова по нелинейной теории волн был отмечен премией М. А. Лаврентьева Российской академии наук.

Back to top